Краснодарский агрохолдинг первым в стране внедрил геномные племенные оценки КРС

Для расчета племенной ценности коров нужна референтная база животных, содержащая достоверные данные о продуктивности, составе молока и показателях здоровья. Основное

требование ICAR (International Committee for Animal Recording) — уникальный ID животных и непротиворечивая родословная. При этом база должна быть локальной — собранной в одном регионе или стране, поскольку локальные факторы среды (условия содержания, корма, климат) примерно на 50% определяют ценность коровы, так что точность оценок по зарубежным базам ниже.

Референтная база для «Рассвета» была составлена на основе собственного поголовья компании. За три месяца все коровы агрохолдинга были отранжированы, также использовались исторические показатели по уже выбывшим животным. Учитывались данные программ для ведения стада «Селэкс», которая обязательна для племенных хозяйств, а также AfiFarm, в которых содержались показатели 45 тыс. животных, рожденных с 1995 года.

Затем в соответствии со стандартами Interbull была разработана и валидирована модель BLUP (метод лучшего линейного несмещенного прогноза, принятый метод для расчета племенной ценности). Результатом анализа стали оценки племенной ценности для каждого животного из базы. Точность оценок по продуктивности в среднем составляет 50% и достигает 80%, что соотносится с международными результатами. «Существенное повышение точности (до 80-90%) достигается с помощью геномных данных. Чтобы их получить, необходимо собрать генотипы от 10-15 тыс. животных, — уточняет Яковишина. — Сейчас обработаны результаты генотипирования для тестовой выборки. Также собираются образцы для следующий партии в несколько сотен животных. В этом году мы планируем провести генотипирование для более чем 1 тыс. коров «Рассвета», причем холдинг почти удвоил количество животных для генотипирования в этом году после получения первых результатов». Ранее компания рассчитывала расшифровать ДНК 2,5 тыс. коров к 2021 году. По словам Яковишиной, эти планы остаются в силе.

На основе племенных оценок агрохолдинг намерен отбирать лучших животных в племенное ядро, для которого будет закупаться самое ценное и дорогое семя, что ускорит селекцию. Также из ядра будут отбираться коровы-доноры для трансфера эмбрионов. При этом полученные эмбрионы будут иметь максимально достоверную оценку сельскохозяйственных признаков (от болезней до продуктивности). Племенные оценки позволяют выявить коров, которые обладают большим генетическим потенциалом, хотя могут показывать сравнительно невысокую продуктивность из-за факторов среды. Без оценок они бы остались незамеченными и не попали в племенное ядро.

В ходе первого запуска полногеномного генотипирования было исследовано более 50 тыс. позиций в геноме (использовался чип на основе Illumina SNP Bovine 50k). В частности проводилась проверка на наиболее полный список генетических заболеваний, связанных с голштинской породой КРС, — как влияющих на продуктивность, так и летальных и приводящих к ранним абортам плода, которые ошибочно могут объясняться неудачным оплодотворением. Тест помог агрохолдингу отобрать животных с генетическими отклонениями. Точные проценты по доле таких коров в агрохолдинге «Кситест» пока не разглашает, в том числе потому что они рассчитаны на ограниченной выборке. «Однако даже на такой выборке эти проценты согласуется с частотами, полученными в США и Ирландии», — добавляет Яковишина.

Если отклонение обнаружено у коровы, то важно сократить число потомков с этим заболеванием, продолжает Яковишина. Для этого при подборе быка выбирают тех, которые были проверены на эту мутацию. Плюс, корову не используют как донора для эмбриотрансфера и оплодотворяют более дешевым семенем, комментирует она. «Если отклонение обнаружено у телки, то все зависит от тяжести заболевания. Иногда лучше выбраковать ее сразу, так как в любом случае телка умрет в первый год жизни, и важно выявить это вовремя, чтобы не тратиться на ее содержание (корм, лечение и т. д.), — рассказывает Яковишина. — Если телка только носитель вредного заболевания, но сама не болеет, то можно оставить ее в стаде, а можно и выбраковать, если есть более здоровые животные на замену». А вот о редактировании геномов речь пока не идет. «Кситест» следит за развитием этой технологии, но пока это научная разработка, которая не готова к промышленному внедрению, говорит Яковишина. «Вероятно, через несколько лет она будет использоваться для модификации элитных быков — доноров спермы. Однако применять ее на молочном стаде еще очень долго будет невыгодно: гораздо дешевле купить здоровую телку и оплодотворить ее элитным семенем», — уверена она.

Кроме того, анализ генома помогает выявить более 15 хозяйственно-полезных признаков, в том числе связанных с молоком A2, бета-казеин, каппа-казеин, который влияет на время коагуляции сыра, и т. д. На основе результата анализа «Рассвет» начинает отбирать животных исключительно для производства гипоаллергенного молока А2, на очереди также каппа-казеин для сыров. Следующий этап использования геномных данных в агрохолдинге — подбор семени индивидуально для каждой коровы с учетом оценок племенной ценности, инбридинга и вредных или полезных генов.

По мнению Яковишиной, основная причина, мешающая агрохолдингам активнее инвестировать в геномную селекцию — отсутствие референтной геномной базы, по которой можно наиболее точно предсказывать ценность коров. «Вероятно, эта база будет набрана в обозримом будущем, — предполагает Яковишина. — В частности, субсидии на генотипирование молочного КРС со стороны Минсельхоза, введение которых пока обсуждается, могли бы существенно ускорить создание такой базы». Причем в отличие от европейских фермеров, которым нужно объединяться для создания общей базы, в России крупные молочные холдинги могут самостоятельно набрать такую базу. «Сейчас мы обсуждаем подобный вариант с несколькими холдингами», — делится Яковишина.

В апреле «Мираторг» запустил Центр геномной селекции в подмосковном Домодедове. Центр является резидентом «Сколково», согласно планам холдинга, он сможет выполнять около 400 тыс. исследований ДНК в год с возможностью удвоения и войдет в топ-5 мировых генетических центров исследования геномов свиней, крупного и мелкого рогатого скота. «Кситест» обсуждает возможность создания общей базы «Рассвета» с «Мираторгом», несколькими научными институтами и другим агрохолдингами.

По оценке Яковишиной, в среднем геномная селекция позволяет ускорить генетический прогресс вдвое. «Так, например, «Мираторг» планирует сократить потребление сухого вещества кормов на 0,75 кг за два года, при этом при классическая селекции на это потребуется 10 лет. «Рассвет» рассчитывает увидеть первые результаты по продуктивности в течение двух лет», — заключает она.

По данным kartoteka.ru, 97,66% АО «Рассвет» принадлежит компании «АгроКубань Ресурс». Бенефициар последней (99,91%) — Олег Дерипаска. Выручка «Рассвета» в 2018 году превысила 7 млрд руб., чистая прибыль — почти 1,5 млрд руб.

Подробнее читайте на © DairyNews.ru   http://www.dairynews.ru/news/krasnodarskiy-agrokholding-pervym-v-strane-vnedril.html

08.10.2019